Почти каждый видел на экранах телевизоров или в прессе, как разрисованные спортивные хетчбэки, отдаленно напоминающие своих серийных собратьев, колесят по гравийным просторам. Толпы зрителей часами стоят возле дорог в ожидании того мгновения, когда их кумир, со скоростью под 200 км/ч, словно ураган, промчится мимо. И как вы уже догадались - речь идет о классическом ралли. Однако, не каждый знает, что это такое и с чем его едят. Разновидностей такого вида спорта очень много и мы постараемся пролить свет на то, как проводится чемпионат мира по ралли (WRC), а также расскажем о межконтинентальном раллийном первенстве (IRC).
Класс WRC (World Rally Car) появился на Чемпионате мира по ралли в 1998 году, как развитие группы «А» (в официальных протоколах он до сих пор фигурирует как группа «А8»). Для участия в ралли автомобиль должен быть омологирован. Омологация – это документ, подтверждающий признание международной (FIA) или национальной автомобильной Федерацией (например, украинской ФАУ) той или иной модели автомобиля, его элементов, а также устройств, влияющих на безопасность.
Для омологации автомобилей существует такое обязательное условие: базовый автомобиль (прототип гоночного) должен быть выпущен в количестве не менее 2500 экземпляров, в течение последних 12 месяцев. В омологационной форме автомобиля обязательно указывается срок действия омологации, в течение которого автомобиль может быть допущен к соревнованиям. Для отечественного автопрома сегодня международная омологация FIA действует на автомобили ВАЗ-21106, LADA 112 и на LADA KALINA.
Благодаря металлическому кузову и рестриктору, на впуске автомобили WRC стали более безопасными, хотя и более медленными, чем монстры группы «B» двадцатилетней давности, которая позднее, после ряда серьезных аварий, была запрещена.
Но любой спортивный класс, рано или поздно, переживает кризис. Сейчас WRC переживает не самые лучшие времена, но, к счастью, в FIA вовремя спохватились и взяли курс на снижение расходов по содержанию команд вершины мирового ралли, чтобы открыть дорогу в ралли большему числу производителей. Команды производителей (заводские команды) выставляют по 2 или 3 автомобиля каждая, и прибывают к месту проведения ралли за неделю до начала для подготовки. Автомобили стартуют в соответствии с их расстановкой в турнирной таблице, то есть лидирующий пилот стартует первым, а проигрывающий – последним. Обычно в соревнованиях принимают участие около 90 автомобилей, так как, кроме заводских команд, также участвуют частные команды, участники Молодежного Чемпионата мира по ралли (J-WRC) на менее мощных автомобилях группы «А» или же участники Чемпионата в категории Production (P-WRC) группы «N».
Подготовка к сезону начинается за месяцы до самого первого ралли. Управляющий орган FIA (Международная Автомобильная Федерация) одобряет маршруты и заключительный порядок всех этапов ралли по всему миру и вручает копии регламента участникам.
На каждом ралли отводится два дня на разведку и знакомство с трассами, один день – для проверки техники, и три дня на сами состязания. Общий маршрут ралли делится на спецучастки (СУ) и дорожные секции. Общая дистанция составляет приблизительно 1300 км, из них, примерно четвертую часть составляют СУ.
СУ представляют собой отрезки трасс, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое лучшее время. Участки, проходящие через дороги общего назначения, называются дорожными секциями. Маршрут может проходить, как по грунтовым, так и по общественным дорогам, которые, естественно, во время соревнований закрыты для остального транспорта. В типичном ралли около 15 – 25 СУ, на прохождение которых отведено 3 дня. Длина СУ колеблется от 1,5 до 60 км, а время фиксируется после каждого СУ с точностью до десятой доли секунды.
Перед началом соревнований пилот и штурман знакомятся с трассами. Они проезжают по СУ на обычной машине во вторник и среду перед соревновательными днями. Именно здесь экипажи детализируют своими записями особенности дороги в стенограмме, которую штурман будет читать пилоту во время гонки, поэтому от качества написания стенограммы зависит очень многое. По каждому СУ разрешается проехать только два раза, при этом скорость движения ограничена.
Проведение ралли регулируется строгим расписанием, за нарушение которого водители наказываются штрафным временем. Приезжать на СУ, заезжать и выезжать из сервисов технического обслуживания следует строго по времени, определённому расписанием – ни раньше, ни позже. Пилоты получают 10 сек. штрафа за каждую минуту опоздания на контрольные пункты, также они могут быть дисквалифицированы за 15-минутное опоздание.
Автомобили в WRC не соревнуются непосредственно друг с другом. Главным фактором, определяющим победителя, является время. Автомобили в ралли стартуют по очереди с интервалом в 2 минуты, согласно установленному таймеру, с которого и фиксируется время прохождения СУ. Если экипажи не сталкиваются с серьёзными неисправностями, то они редко встречаются друг с другом на трассе.
После того, как определённая группа СУ пройдена, автомобили могут посетить пункты технического обслуживания, где может быть произведен небольшой ремонт и настройка автомобиля механиками, под строгим наблюдением, в течение небольшого промежутка времени (около 30 минут). В конце каждого дня командам разрешают сделать более серьезный ремонт, перед тем, как их поместят на специальную стоянку, куда никого не пропускают до следующего утра перед гонкой. За превышение лимита времени технического обслуживания также накладывается штраф.
После завершения всех СУ, пилот, потративший в сумме наименьшее время, является победителем. Результаты каждого из этапов ралли рассчитываются FIA в двух зачетах: 1) пилотов; 2) производителей (команд). Система начисления очков за места:
Место
Очки
1
10
2
8
3
6
4
5
5
4
6
3
7
2
8
1
Производители же суммируют очки, набранные их экипажами, которые были заявлены в этом зачете. Экипажи, участвующие в зачете производителей, в FIA имеют приоритет «1», и их должно быть не более двух от каждой команды.
Календарь WRC
FIA в 2009 году ввела в Чемпионате мира по ралли новую ротацию этапов. Все гонки должны присутствовать в календаре раз в два года. В 2010 году, по традиции, будут проведены: британская гонка Wales Rally GB и ралли Финляндии, которые в рамках чемпионата мира проводятся ежегодно с 1973 года. Кроме этого, исключением из системы ротации стали ралли Португалии, которое уже проводилось в этом году, и уже ставшее традиционным ралли Испании.
Календарь 2010 года:
Monte Carlo Rally, имеющее вековую историю и ранее бывшее одним из главных событий в чемпионате, в календарь WRC в 2010-м не вернётся. Автомобильный клуб Монако решил остаться в серии IRC. Для WRC это, безусловно, серьёзная потеря.
IRC (Intercontinental Rally Challenge) – еще одна не менее известная раллийная серия в мире классического ралли, появившаяся сосем недавно, в 2006 году.
Принципиальным отличием WRC от IRC является отсутствие у последней дорогостоящих автомобилей класса «А8». Следовательно, больше производителей могут принять участие в ралли. В этом году 5 команд подготовили автомобили категории Super2000 и группы «N4». Да, конечно, у IRC нет такого размаха и финансирования как у WRC, но от этого оно не перестало вызывать интерес. Скорее, даже наоборот, т.к. IRC привлекает молодых начинающих раллистов и дает им возможность набрать бесценный багаж опыта при относительно небольших финансовых затратах.
Не зря классическое ралли называют «Королевой автоспорта». Ралли – самый близкий к реальной жизни вид автоспорта, являющийся одновременно естественной лабораторией, как для совершенствования серийных машин, так и для повышения мастерства управления. Новейшие технологии, родившиеся в недрах лабораторий, строящих раллийные машины, часто почти без изменений переносятся на серийные образцы. Вспомните дисковые и вентилируемые тормоза, газовые амортизаторы, защиты поддона картера, легкосплавные диски, рулевые рейки и т.д., и т.п. до бесконечности...
Ралли могут проходить на любом дорожном покрытии (гравий, асфальт, снег, песок, грязь, лед) и при любой погоде, будь то палящее солнце, дождь или туман. Но в рамках чемпионата, ралли условно делят на три типа: 1) гравийные; 2) асфальтовые; 3) снежные. Изначально все ралли были гравийными, поэтому, дабы не нарушать традиции, такой тип покрытия преобладает над остальными. Раллийный пилот одинаково уютно чувствует себя на любой дороге. Такой универсальностью (а чем, как не ею, определяется мастерство водителей в целом?) больше никто не обладает.
Соревнования проводятся по всему миру и порой в самых экзотических местах, поэтому многообразие живописных ландшафтов настолько завораживает, что порой трудно сконцентрироваться лишь на дороге.
Самое удивительное, что при совершенно разных условиях, уровне подготовки водителя и машины, моральное удовлетворение, полученное «дворовым» гонщиком Васей, сумевшим на своей старенькой «восьмерочке» доехать до финиша на городских соревнованиях, может быть гораздо выше, чем радость Себастьяна Льоба на «Ситроене» С4, завоевавшего очередной титул Чемпиона мира.
Ну, и напоследок – шампанское! А какое ралли может обойтись без брызг шампанского? :)))