Интерпретаций спорных ситуаций, возникающих между автолюбителями и сотрудниками ГАИ, множество, однако буквально бесит водителей участившаяся в последнее время практика остановки их милиционерами для "проверки документов". Думал – новые приказы у госавтоинспекторов. Решил выяснить. Оказалось, все по старому, по-прежнему нарушаем. И как обычно, не водители...
В этой связи предлагаю некоторые рекомендации коллегам-автолюбителям. Первое и главное, что надо помнить. Останавливать водителя для "проверки документов" госавтоинспекторам запрещено. Действия всех ГАишников регулирует приказ "три единицы" (N111 от 27.03.2009), который утвердил "Инструкцию дорожно-патрульной службы". Согласно этому документу остановка водителя возможна исключительно в случаях:
1. Совершение ДТП (нарушение правил дорожного движения).
2. Управляемый автомобиль находится в розыске (угоне).
3. Неадекватное вождение (резкий старт, спонтанное изменение направление движения, неоправданные маневры и т.д.)
4. Обоснованное подозрение в совершении вами преступления.
Точка. Если вы ничего подобного не совершали, то законодательство нарушил госавтоинспектор. О чем согласно ведомственных таки документов в его личной "Ведомости учета работы инспектора" сотрудник милиции обязан сделать запись. О том, что он остановил гражданина, указать его ФИО, далее объяснить причину остановки, а также указать принятые меры. Причем, после всей этой бюрократии остановленный автолюбитель должен расписаться в этой ведомости для подтверждения проведенной ГАИшником остановки транспортного средства. Но так как сотрудники ГАИ по понятным причинам свои противоправные действия документировать не станут, они попросту игнорируют выполнение этой своей прямой обязанности.
Правда, могут госавтоинспекторы останавливать водителя и при отсутствии приведенных выше условий, но только в одном случае. При проведении целевой профилактической или специальной операции. Например, "Пьяный водитель", "Ночной город". При этом надо помнить, что операции носят единоразовый характер и не могут длиться вечно. А также знать: право на проведение подобного мероприятия может дать только начальник областного УМВД или руководитель Департамента ГАИ.
Поэтому, если слышите в ответ на вопрос "почему остановили?" коронную фразу "у нас спецоперация", не поленитесь набрать "телефон доверия" местного ГАИ и уточните этот факт (самой копии приказа объективно у инспектора может и не быть). Если будете спрашивать: "идет ли у вас сейчас операция?"; не сомневайтесь – на том конце провода всегда услышите "конечно, идет". Попробуйте задать вопрос приблизительно так: "Как называется операция, которую вы сегодня проводите?" – результат может быть интересным.
Следующий совет. Всегда имейте под рукой телефон доверия городского (областного) управления ГАИ и телефоны дежурных частей местных управлений внутренних дел. Часто этот звонок может немного сбить апломб маленького человека с жезлом, хотя обнадеживать себя не стоит. На "телефонах доверия" сидят не какие-нибудь представители контролирующих служб кадровых инспекций или службы внутренней безопасности, а обычные дежурные офицеры, которые всегда с готовностью "подыграют" коллеге на линии.
Совет второй. Если хорошо не знаете, возите с собой правила дорожного движения и Админкодекс по статьям, предусматривающим наказание за нарушение ПДД. Если чувствуете, что ГАИшника понесло (грубость вашего нарушения усиливается информацией о наличии у милиционера трех детей), впору открывать КоАП и просить госавтоинспектора уточнить, что он имел в виду.
Совет третий, узко практический. Обязательно подписывайте админпротокол, составленный в отношении вас. Никогда не отказывайтесь этого делать, иначе вместо вас это сделает сам инспектор. В протокол вносите все позиции, по которым вы не согласны с милиционером. До этого момента в протоколе уже должна быть прописана рукой инспектора фабула правонарушения. Обычно после нее остается одна- две пустые строчки. Не забудьте на них поставить размашистое Z, после которой у ГАИшника не будет возможность дописать, что вы "находились в состоянии алкогольного опьянения".
Если инспектор нашел свидетелей (что вряд ли возможно при нынешней любви автолюбителей к ГАИ), пусть они поставят свои подписи при вас. Ежели таких людей поблизости нет: в графе "свидетели" – ваше размашистое Z. И не забудьте забрать у милиционера вторую копию протокола с оригиналом постановления о правонарушении, при условии, что оно оформляется на месте.
Эти документы обязательны при обжаловании вами действий ГАИшника. Для оспаривания решения госавтоинспектора сначала пишите жалобу в областное ГАИ. Не согласны с их решением, пишите в Департамент ГАИ. После этого с двумя полученными отписками прямым ходом в суд по месту жительства. Чаще всего решения ГАИшников в судах оспариваются быстро.
Еще один совет. Дублировать жалобы в СП, КМ, СБУ, ГПУ, Спортлото – пустая трата времени. Наша бюрократическая машина построена так, что ваша жалоба придет на рассмотрение тому чиновнику, на которого вы жалуетесь.
Неоднократно сам наблюдал ситуации, когда на улице Паньковской, где находится наша редакция, две патрульные машины ГАИ одновременно проверяют проезжающих по улице водителей. И это на улице протяженностью в сотню метров с нулевой интенсивностью движения.
Кстати, вычисляется она просто – это число автомобилей, проезжающих дорожную магистраль в течение часа. Так вот, на столичных улицах она может превышать десятки тысяч, по Паньковской – 37 машин в час, считали ради "чистоты" эксперимента.
Кроме того, улица, где работают журналисты "Надзвичайних новин", никогда не была местом скопления транспортных средств, ни объектом охраны, где находятся правительственные учреждения и посольства.
Для "проверки документов" оба экипажа ГАИ традиционно блокируют подъезд на Паньковскую с двух сторон, и расстояние между этими машинами не превышает ста метров. Ну а согласно "Инструкции ДПС", о которой мы вспоминали в начале, в городе между патрульными автомобилями ГАИ не может быть менее 25 километров, на автомагистрали – менее 50.
А вспомните, как плотно выстраиваются милицейские автопатрули, когда вы едете по так называемой автостраде Киев-Одесса. Между прочим, такой формат несения службы ГАИ очень спокойно должен стать основанием административного производства прокуратуры, как надзорного за милицией органа.