27 октября в Киеве состоялась вторая международная конференция «AutoPROm.UA–2009», которая кардинально отличалась от прошлогодней, докризисной встречи украинских и мировых автопроизводителей, государственных чиновников от правительства и экспертов.
В этом году в конференции приняли участие: президент Ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник, эксперт автомобильного рынка, американский аналитик Грэм Мэкстон, вице-президент Chery Automotive Жоу Бирен, вице-президент «УкрАвто» Олег Папашев, президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук, президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, глава правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко, глава Наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олег Боярин, глава Парламентского комитета Наталья Королевская, почетный президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе, директор представительства ХК «АвтоКрАЗ» в Киеве Олег Лабутин и другие представители украинских автопроизводителей.
Участники отметили плачевность ситуации на мировом и украинском автомобильных рынках. «По сравнению с прошлым годом, производство в Украине упало почти на 90%. Мы уже достигли дна», – говорил участникам и экспертам Михаил Резник.
Грэм Мэскстон отправил присутствующих в экскурс по истории автопрома США и на наглядных примерах показал всю серьезность кризиса 2008-2009. Из его слов следует, что мировой рынок автомобилей вернется к показателям года 2007 только к 2020 году. Украине Мэкстон советует сконцентрировать усилия на чем-то одном (например, на одном бренде), а не распыляться впустую. Если производители займут единую нишу, то им будет легче получить поддержку государства.
А вот китайцы не разделяют озабоченности их американских и украинских коллег. Вице-президент Chery Automotive Жоу Бирен четко дал понять, что Китай стал автопроизводителем №1 в мире. С 2000 года продажи увеличились в 6 раз, до 12 млн. автомобилей в год. В 2009 году Chery выпустит 500 тыс. автомобилей, и 50% из них уйдет на экспорт. Г-н Бирен отметил, что Китай и его автопроизводители много инвестировали в производство, дизайн, разработку новых двигателей и моделей, инжиниринг и это сделало нас сильнее». Также представители китайского автопрома считают Украину одним из важнейших рынков и намерены в дальнейшем развивать еще более плотное сотрудничество с украинскими автопроизводителями.
Последние, в свою очередь, высказали свое видение нынешней ситуации и сошлись на том, что, без реальной поддержки автопрома на государственном уровне, отрасль может не выжить. Нужна действенная программа помощи и развития автомобильной промышленности, госзакупки, подготовка кадров. Автопроизводители отметили, что в странах Европы и США, несмотря на их членство в ВТО, идет массированная поддержка автомобильной отрасли, чего так не хватает Украине на данном этапе. Президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук и глава Наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олег Боярин отметили, что их компании продолжают инвестировать в производство и верят в то, что автопром выживет, но не без поддержки государства.
Наталья Королевская, глава Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, высказалась за поддержку отечественных автопроизводителей, разработку четкой программы развития автопрома, возврат потребительского кредитования, создания налоговых каникул для украинских компаний и уверила присутствующих, что сейчас нарабатываются необходимые законопроекты, которые проходят согласование в комитетах и ведомствах Верховной Рады.