Здесь, во Франкфурте, я вижу, как первая волна кризиса автопромышленности, не успев накрыть всех производителей и дилеров, затихла под активными действиями правительств и сплоченной кучки антикризисных гениев. Кто сказал, что в Европе – Великая Депрессия? Местный пример выделения денежных бонусов за покупку нового автомобиля в обмен на старый стал настолько эффективным, что уже не суть важно – Евро это или Фунты стерлингов, швейцарские франки или японские Йены – схема работает, продажи нехотя, но растут, и рынок наращивает обороты.
Однако одному, довольно крупному сектору автомобилей, эта Депрессия уже давно дышит пламенем в затылок и щекочет пятки косой. Большим и мощным, роскошным и прожорливым мастодонтам скоро придется снять зубчатые ремни со своих газораспределительных механизмов двигателей и использовать их в иной роли – например, для публичного повешения собственных маркетологов и всех тех, кто не верил в будущее топливных элементов, электрокаров и гибридов типа plug-in. Кто из новичков Франкфурта-2009 станет новой жертвой собственной алчности: первый за 79 лет «настоящий британский» Bentley (Mulsanne), Rolls-Royce Ghost или 800-сильный E-класс от Brabus?
Сегодняшний рынок перевернул понятие роскоши с ног на голову, и не спасет его ни бензиновый Porsche Panamera, ни Aston Martin Rapide V12, потому что уже подписан Меморандум о намерениях ведущих мировых производителей о наращивании водородной инфраструктуры по всему миру. Итак, бензиновая эра доживает последние годы. Что дальше: водород, розетки и солнечные батарейки?
Если все предыдущие международные автосалоны этого века можно свести под одну «зеленую» гребенку понижения вредных выбросов и экономии топлива за счет новейших технологий, Франкфуртский IAA-2009 старательно продвигает «голубую» тему (да ладно, кому-то надо это признать!). Не в смысле мыльных объектов развернутой ориентации, а с точки зрения озонового слоя земной атмосферы, который защищает нас от ультрафиолетового излучения. В обычных условиях это газ голубого цвета, и в последнее время в нашей жизни он играет роль ничуть не меньшую, чем сериал «Дом-2».
Поэтому большинство стендов, окружающий фон, костюмы хостесс и даже отдельные пресс-материалы главных экспонентов выставки намеренно олицетворяли девственно чистое окружение нашей планеты: дескать, вот оно, будущее автопрома, в виде нейтральных к природе автомобилей. Думаете, кто стал главными героями выставки? Mercedes-Benz SLS, Jaguar XJ, упомянутые выше Rolls-Royce и Bentley? Как бы ни так! Запомните эти имена: Tesla Roadster, Fisker Karma, Opel Ampera, Peugeot iOn, MINI E и прочие модели электрокаров, использующие в качестве источника энергии литиево-ионные батареи.
Они уже готовы к серийному производству и в ближайшее время появятся в европейской продаже. Что касается не менее значимых премьер автомобилей, использующих водород и топливные элементы, среди них отдельной статьей можно выделить Mercedes-Benz B-Class F-Cell, мелкосерийное производство которого стартует этой осенью. Его первыми клиентами в 2010 году станут фирмы, заказавшие автомобиль в лизинг. Подобную практику начали японцы с уникальным высокотехнологичным Honda FCX, который успел завоевать звание самого экологически чистого автомобиля на Земле. Теперь настала пора европейцам перенимать позитивный опыт.