Ваш покорный слуга относится к той категории мотоциклистов, которые не испытывают удовольствия от «прямоходящей» езды по городу в слякоть и при температуре ниже 15 градусов. Так что же, байк в гараж, тушку – на диван?!
Нет, нет и еще раз – нет! Просто нужно сменить ареал обитания с асфальта на грунт, любимый дорожник – на хардовый эндуро, и, забыв о загазованном городе, отправиться на поиски приключений! Безусловно, далеко не каждый мотоциклист, даже не стесненный в средствах, решится на покупку эндуро для покатушек. Но это совершенно не является проблемой, ведь есть клубы единомышленников, с которыми можно попробовать эндуро-рейды «на зуб», а заодно понять, нужно ли это тебе.
Киевский клуб «Моторейс» как раз из тех мест, где можно взять напрокат байк, пройти тренинг у профессиональных спортсменов, а заодно, поучаствовать в приключенческом туре, будь то киевская область или крымские горы.
Каким бы опытным мотоциклистом вы себя не считали, согласитесь, езда по бездорожью кардинально отличается от всего, что нам приходится испытывать на асфальтированных дорогах. Когда под колесами песок или коряги, вода горного ручья или поросшая травой пашня, нужны совсем иные навыки, чем при городских прохватах. Именно поэтому, если в стенах клуба «Моторейс» вы впервые, вам никто не предложит сразу же оседлать 60-сильный KTM 450 EXC. Для начала застрахуют, проинструктируют, а потом выпустят в «лягушатник» – продемонстрировать свое умение под неусыпным присмотром тренера. На самом деле, если вы не имеете разрядов в таких видах мотоспорта, как кросс или эндуро, инструкторы клуба предложат пройти установочное занятие. Стремясь изучить процесс посвящения в эндуристы во всех подробностях, я тоже начал с установочного занятия.
Если вы думаете, что я сразу же вскочил в седло и принялся на практике применять полученные при теоретическом инструктаже знания, придется вас разочаровать. Около часа я провел в полной боевой экипировке на стоящем на подставке мотоцикле, отрабатывая приемы по переносу веса, сохранению баланса, прохождению поворотов, так сказать, «на кошках». Сначала выглядел, как макака на турнике, но к концу учебного часа инструктор счел мои телодвижения вполне приемлемыми и сказал: «Поехали». После этого мы колесили в разных режимах по песчаным дорожкам, отрабатывая приемы торможения и прохождение поворотов, езду сидя и стоя на подножках… Уже час-полтора таких тестовых заездов, под руководством опытного напарника, позволяют значительно улучшить навыки езды по грунту, а также избавиться вредных привычек. Например, от обыкновения держать два пальца на тормозе. Со мной эта зараза несколько раз сыграла злую шутку: когда в повороте на песке начинал терять переднее колесо, вроде бы делал все как нужно – газовал. Но предательские пальчики одновременно жали на тормоз, обеспечив мне пару-тройку почти безболезненных, но обидных падений.
С честью выдержав все издевательства, я перешел из категории «чайник беспонтовый» в отряд просто «чайников» и был допущен к небольшому 40-минутному промо-туру. Из базового лагеря «Два бобра» мы с руководителем «Моторейс» Глебом Старостенко отправились в путешествие по полям и весям киевской области. Под колесами – грунтовка, песок, кое-где – древесные корешки и пашня. В общем-то, по меркам эндуриста – вполне ровная поверхность. Но для меня, как человека, не отягощенного кроссовой подготовкой и слоновьей выносливостью, даже этот ерундовый вояж оказался утомительным. Наградой за все муки стали просто невероятной красоты места, небольшой аэродром планеристов, приютившийся среди лесов прямо в чистом поле… Дорога назад прошла куда веселее, так как я отдохнул, почувствовал себя увереннее и, аллилуйя, начал на практике применять большинство советов моих гуру. Как я уже упоминал, мои университеты (как, впрочем, и все туры клуба) проходят на эндуро КТМ 450 ЕХС. Эти восхитительные машины созданы на основе кроссовых мотоциклов компании и представляют собой слегка урезанные по мощности кроссачи с иными передаточными числами в трансмиссии и световым оборудованием. Сказать, что я практически не использовал потенциал байка – ничего не сказать. Щелкал 1-2-3 передачи, разгоняясь до 60 км/ч, максимум. Тем не менее, удовольствия было – полные штаны!
Вернувшись на базу, я получил заслуженный диплом о прохождении стартового занятия. Как вы понимаете, это только начало большого пути. Второй уровень «Зеленый перец» предполагает не менее 3-х участий в турах базовой сложности (наподобие того, что прошел я). После этого есть шанс стать «Салатовым перцем» и получить доступ к продвинутым турам, где вас ожидают глубокие колеи, легкие броды и не экстремальные подъемы и спуски. Осилили? Добро пожаловать в мир «Оранжевых перцев», которые штурмуют тяжелое бездорожье, ездят в любую погоду и смеются в лицо трудностям! Второй уровень «Оранжевого перца» дает право на звание мастера-спасателя, ведь на этом уровне путешественники готовятся к участию в спасательных операциях на мотоциклах, могут выступать помощниками инструкторов и даже проводить сертификацию райдеров в младших классах. На вершине пирамиды – «Красный перец» – инструктор и гуру. Чтобы достигнуть этой высоты, нужно отточить свои навыки до совершенства и иметь опыт внедорожных туров не менее 3 лет!
Вот так, вкратце, выглядит путь эндуриста. Дело это непростое, но чрезвычайно увлекательное! После внедорожных поездок, когда впечатления просто переполняют, езда по городу воспринимается, как детская забава. И здорово, что теперь у нас есть клубы, где опытные и знающие люди могут ввести вас в этот увлекательный мир. При этом не обязательно иметь собственный байк – можно арендовать оранжевого красавца КТМ.
Редакция благодарит клуб «Моторейс» за помощь в подготовке материала