В линейке почти каждого производителя внедорожных мотоциклов есть, как минимум, пара моделей: верткая, бешеная 250-ка и мощный, напористый байк с двигателем объемом 450 см3. Для желающих чего-то среднего, вариантов практически не было бы, если бы не оригиналы из Husaberg.
Шведская компания является одним из старейших и наиболее авторитетных производителей мотоциклов в Европе, причем специализируется исключительно на «внедорожниках»: кроссачах, эндуро и супермото. Не так давно, Husaberg вступил в «брак по расчету» с австрийской компанией КТМ. Как это обычно бывает, итальянцы поделились некоторыми технологиями и производственными мощностями, а взамен получили финансовые вливания.
Результаты не заставили себя долго ждать: Berg не только полностью обновил существующую модельную линейку, но и вывел на рынок совершенно новый среднеформатный эндуро FE 390, который вписался, аккурат, между упомянутыми нами 250- и 450-кубовыми байками.
От прочих компаний Husaberg отличает то, что эти парни все делают по-своему. Их боги – мощность и управляемость, и это находит отражение в радикальном дизайне рам и двигателей данного бренда. И именно двигатель – основная «фишка» нового FE 390. Не будет слишком большим преувеличением сказать, что шведы заново изобрели «колесо», то есть силовой агрегат. В большинстве случаев, разработчики 4-тактных двигателей делают все, чтобы снизить инерцию силового агрегата, повысить порог оборотов и максимальную мощность. Шведы поступили с точностью до наоборот: в 1-цилиндровый двигатель с одним распредвалом установили коленвал с более длинным шатуном, из-за чего ход поршня уменьшился с 63,4 до 55,5 мм. В двигателе объемом 393 см3 использован новый поршень с измененными характеристиками смесеобразования и немного меньшей компрессией. В «голове» установлены модернизированный распредвал, титановые впускные клапаны, новый натяжитель цепи. Чтобы не мелочиться, установили и новую 6-ступенчатую КПП с усиленными 3-ей и 4-й передачами.
Первая передача здесь более чем хороша, а вот на второй и третьей хотелось бы иметь немного больше момента в самом низу. Но это все придирки, ведь, на самом деле, момента хватает почти всегда, так что во время теста пилоту совсем не обязательно опускаться до первой – можно просто слегка подтравить сцеплением на второй, благо, работает гидравлика Husaberg просто образцово. Для того чтобы орудовать рычагом сцепления, достаточно одного пальца, причем обратная связь, благодаря армированному шлангу, просто великолепна!
В системе питания использован электронный впрыск Keihin с 42-миллиметровой дроссельной заслонкой. В распоряжении пилота три прошивки двигателя, и даже при использовании наиболее агрессивной из трех, подача мощности остается плавной и линейной. На высоких оборотах двигатель дает ощутимые вибрации, но закручивать его до звона нет никакого резона: самая «смачная» езда получается на низких и средних оборотах. На техничных, сложных участках эндурных трасс, FE 390 чувствует себя максимально комфортно. Если вы думаете, что на этом сюрпризы от шведских инженеров закончились, то вы явно торопитесь переворачивать страницу! У этого Husaberg воздушный фильтр находится там, где у всех остальных байков расположен бак. Благодаря тому, что «нулевик» расположен, практически, в самой высокой точке мотоцикла, он может смело форсировать довольно глубокие водные преграды, да и обслуживать его легко и просто. Чуть ниже, расположен топливный бак, а под ним – наклоненный на 70 градусов вперед, цилиндр. Благодаря такой компоновке, конструкторы не только добились вышеупомянутых «удобностей», но и централизовали массы, что благотворно сказалось на управляемости. Кстати говоря, здесь нет кик-стартера. Да-да, поборники классических ценностей могут выражать свое «фе!», но коллеги из КТМ уже давно используют электростартеры на кроссачах и гоночных эндуро, и вы тоже оцените преимущества прогресса, как только вновь попрыгаете на кике…
Стальная рама Husaberg великолепна. Она заслужила такие эпитеты за то, что, в сочетании с подвесками WP, этот Berg управляется и ощущается более легким, чем 450-кубовый эндуро, хотя весит ровно столько же! Напоследок о тормозах. Они перекочевали с КТМ серии SX, потому как, от добра – добра не ищут. Производительность, обратная связь – все это на высоком уровне.
Husaberg создавал не столько альтернативу 250-кубовым мотоциклам, сколько байк, способный на серьезные свершения, но бесноватый и требовательный к физике пилота, как 450-ка. Что ж, у них это вышло!