Народный контроль AutoVisio в Одессе: 25 % АЗС торгуют некачественным топливом
Посетители сайта «AutoVisio» неоднократно просили нас приехать вгород-герой Одессу с проверкой качества топлива. Наконец-то свершилось – специалисты по отбору проб топлива в ноябре поработали в Одессе и проверили все представленные в городе топливные бренды.
Всего в аккредитованную лабораторию было поставлено 85 проб, из которых 61 проба была с бензином, а 24 с дизельным топливом. В бензине и дизеле искали несоответствия стандартам нового и старого образца (в зависимости от сопроводительных документов на топливо). А именно – в бензине обращали внимание на ОЧ, бензол, ароматические углеводороды, серу и плотность; в дизеле – проверялась вязкость, сера, плотность, температура вспышки и температура застывания.
Подробные результаты «вскрытия» смотрите в таблицах (ниже) или на страницах самих АЗС на сайте «AutoVisio». В целом картина по Одессе вырисовывается следующая: 25% – общая доля бодяжников на топливном рынке. Бензиновые торговцы некачественным продуктом захватили 20% рынка, тогда как дизелисты работают по-крупному и предлагают около 40% некондиционного топлива.
Из крупных брендов таких как «Shell», «Лукойл», «ОККО», «WOG», «УкрНафта» и «Укр-Петроль» в торговле подозрительным топливом были замечены только «WOG» и «Укр-Нафта». Правда, у обоих показатели отклонились от норм незначительно.
Во многих других городах проверенных «AutoVisio» «жесткой» бодягой торгуют только АЗС-одиночки, или мелкие локальные сети. В Одессе таких АЗС три – «Аквазар», «Косвас», «Свиточ».
АЗС «Аквазар» приторговывает некачественным топливом трех видов – бензинами А-92 и А-95 (Евро) и ДТ (Евро). Так, во «втором» бензине на 0,6% зашкаливают показатели бензола. Превышение по ароматике есть, но они незначительны. А вот октановое число велико – 84 единицы при требуемых 82,5. То есть, единица и получится бензин А-95. Правда, если бензин А-92 на этой АЗС более-менее нормальный, то вот с А-95 (Евро) серьезные проблемы. Например, при нормах бензола до 1%, в данном топливе его нашли 4,5%. При допуске ароматики 35%, ее обнаружено 49%. Сера зашкалила на 0,0006%. В дизельном топливе проблемы нашли в несоответствии гостам по кинематической вязкости и сере.
На АЗС «Косвас» ситуация идентична аквазаровской – проблемы с бензинами А-92, А-95 Евро Плюс и с ДТ (Евро). В принципе, и отклонения плюс-минус одинаковые.
И если на предыдущих двух АЗС при острой необходимости заправиться можно, то вот на АЗС «Свиточ» в трех видах бензинов есть существенные проблемы. В бензине А-92 успешно прошло испытание только октановое число. Но бензола оказалось больше почти в 8 раз!, а серы в 12!. Ароматики больше на 2%. В бензине А-95 серы больше нормы на 0,005% и не хватает единицы в октановом числе. По всем показателем на данной АЗС грешит дорогой А-95 Евро – в три раза больше бензола, в 5 раз больше серы. Ароматика и октановое число не вписались в нормы, но незначительно.
В целом, проанализировав одесские показатели, мы пришли к выводу, что не так уж тут и страшно заправляться. Конечно, 25% проб не дотянули до действующих в стране стандартов, но грубые нарушения, скорее всего исключение…
Показатели, на которые проверяли, и их свойства
Название показателя Его свойства
Октановое число Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача.
Бензол Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен.
Сера Самая страшная гадость в топливе. Очистка нефти от серы очень дорогостоящее мероприятие. Продукты горения серы в организме автомобиля разрушают металлические и резиновые части. А попадая в окружающую среду, наносят непоправимый вред здоровью.
Ароматические углеводороды Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные реакции у всего живого.
Плотность Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расход топлива.
Кинематическая вязкость Топливо для высокооборотных дизелей имеет нормируемое значение кинематической вязкости при 20°С. Снижение вязкости топлива повышает нагарообразование и дымность выхлопа. Кроме того, маловязкое топливо резко увеличивает износ ТНВД. Чрезмерная вязкость топлива приводит к ухудшению смесеобразования и сгорания — из-за затруднения распыла и дробления капель топлива. Одновременно ухудшается и его прокачиваемость через фильтры.
Предельная температура фильтруемости Предельная температура фильтруемости характеризуют низкотемпературные свойства дизельного топлива, под которыми понимают способность топлива сохранять текучесть при понижении температуры и не вызывать затруднений при перекачке по топливной системе. С уменьшением температуры вязкость топлива увеличивается, причем резкое ее увеличение наблюдается в относительно узком интервале температур, практически от температуры помутнения топлива до температуры его застывания.
Температура вспышки в закрытом тигле Характеризует температуру воспламенения топлива. Говорит в первую очередь о пожароопасности топлива.
Температура застывания Температура, при которой дизельное топливо загустевает настолько, что уровень его остается неподвижным в течение одной минуты при наклоне стандартной пробирки с топливом на 45°. Температура застывания является важнейшим показателем дизельного топлива и определяет возможность его использования при данной температуре воздуха. Минимальная температура воздуха должна быть на 10—15°С выше температуры застывания топлива.
Как читать таблицы (ниже): название топлива регламентируются ГОСТами. Все топливо старого стандарта имеет названия формата «А-92» или «ДТ». Топливо нового стандарта – «А-92 Евро» или «ДТ Евро» соответственно. Другими словами, топливо экостандарта Евро-4 и выше может называться только при условии применения приставки «Евро». Но есть еще брендированное топливо, такое как V-Power, ЭКТО, Pulls и т.д. Оно производится только с использованием бензина или дизеля нового стандарта.
В таблицах ниже может встретиться в названии топлива приставка «Евро» взятая в скобки. Такой ход объясняется тем, что на стелле АЗС продукт называется, например «А-92», но по документам проходит как «А-92 Евро». Такой бензин мы указываем как «А-92 (Евро)». Все остальные названия пишутся таким какими они есть на стелле АЗС. Например, А-95 Евро Плюс, А-95 ЭКТО, А-95 Mustang и т.д.
Автор обращается ко всем желающим обвинить его в клевете: материал был создан на основе данных, опубликованных на портале «AutoVisio» в рубрике «АЗС Украины».