В прошедшие выходные концерн BMW Group, выпускающий автомобили люкс-класса под брендами BMW, MINI и Rolls-Royce отметил 95-летие марки BMW. 21 июля 1917 года объединенное предприятие впервые предстает как BMW GmbH, «Общество с ограниченной ответственностью «Баварский моторный завод». Эту дату принято считать днем рождения бренда BMW, чьи автомобили и мотоциклы сегодня известны во всех уголках планеты.
Сегодня BMW Group является мировым лидером в продаже автомобилей люкс-класса, тем не менее история марки BMW не всегда была гладкой. Давайте же посмотрим как она развивалась.
Краткое содержание:
1920-е: лучшие моторы Баварии
1930-е: победы и рекорды
1940-е: прорывы и отступления
1950-е: турбулентные времена
1960-е: новый класс
1970-е: счет идет на серии
1980-е: золото на чемпионатах мира
1990-е: ветер перемен
2000-е: с позиций современника
1920-е: лучшие моторы Баварии
Образование компании сопровождалось неоднократной сменой названия. Её основу составили два предприятия, моторостроительное Rapp Motorenwerke и авиастроительное Otto-Flugzeugewerke, по счастливому стечению обстоятельств располагавшиеся неподалеку друг от друга, в окрестностях баварского городка Обервизенфельд (Oberwiesenfeld).
10 декабря 1917 года в Имперском патентном бюро (Kaiserliches Patentamt) под номером 221388 был зарегистрирован знаменитый бело-голубой торговый знак BMW.
Спустя год новая компания выпустит акции и 13 августа 1918 года будет зачислена в Коммерческий регистр под названием BMW AG – «Акционерное общество открытого типа «Баварский моторный завод».
Три имени безраздельно связаны с возникновением и ранними годами существования Bayerische Motoren Werke: Франц-Йозеф Попп (Franz-Joseph Popp), Камильо Кастильони (Camillo Castiglione) и Макс Фриц (Max Fritz).
Франц-Йозеф Попп стал первым генеральным директором в истории «Баварских моторов» и занимал пост главного инженера и главного конструктора BMW AG до 1937 года. С его именем напрямую связано освоение BMW AG производства мотоциклов и автомобилей.
Австрийский финансист итальянского происхождения Камильо Кастельони получил широкую известность в авиационных кругах центральной Европы благодаря деятельному участию в жизни заводов Hansa- und Brandenburgische Flugzeugwerke (Германия) и Austro-Daimler (Австро-Венгрия).
Макс Фриц – выдающийся немецкий конструктор-двигателист, работал на заводе Rapp Motorenwerke, явившегося костяком для создания компании BMW.
Совершенный мотор конструкции Макса Фрица, Typ IV, стоял на самолете пилота Франца Зено Диемера (Franz Zeno Diemer), поднявшегося 17 июня 1919 года на рекордную высоту 9760 метров. Так, благодаря марке BMW, в летопись покорения человеком стратосферы была вписана первая строчка.
1 октября 1928 года компания BMW AG приобретает за десять миллионов рейхсмарок автомобильный завод Dixi в городе Эйзенахе. Так сложилась триединая производственная система, направленная на выпуск мотоциклов, автомобилей и авиационных двигателей, что поставило компанию BMW AG в ряд с крупнейшими машиностроительными концернами Германии.
1930-е: победы и рекорды
К тому времени, как бело-голубой пропеллер BMW занял место на облицовке радиатора автомобиля, баварская марка получила широкое признание как производитель мотоциклов. Такие двухколесные модели, как R 37 (1925 – 1926 гг.), R 39 (1925 – 1927 гг.), R 42 (1926 – 1928 гг.) и запущенные в производство в 1928 году R 52 и R 62 можно было встретить во всех уголках Европы.
В 1933 году машины с баварской символикой впервые получили рядный шестицилиндровый двигатель. Автомобиль, а это была модель BMW 303, предварял собой целое семейство машин, обладавших сходными техническими решениями: рамой лестничного типа с трубчатыми лонжеронами, передней подвеской на поперечной рессоре и – что являлось новшеством – реечным рулевым механизмом.
Впервые, элемент оформления – радиаторная решетка в виде двух вытянутых овалов, предложила кузовная мастерская братьев Юль (Jhle) из города Брухзаль еще для родстера на базе BMW/Dixi DA2 3/15PS. Оформление станет традиционным и получит неофициальное название «почки».
Спортивные версии BMW 315/1 и BMW 319/1 (обе выпускались с 1934 по 1936 год в небольших количествах) показали себя серьезными противниками на международных соревнованиях. Индексы этих моделей отражали рабочий объем двигателей, 1,5 л в первом и 1,9 л во втором случаях. Моторы выдавали 40 л.с. (29 кВт) и 55 л.с. (40 кВт) соответственно.
Однако наибольшую славу снискал двухместный родстер BMW 328 (1934 – 1940 гг.). Успеху модели, вобравшей в себя лучшие решения двух предшественниц, способствовала головка цилиндров новой конструкции. Она изготавливалась из алюминиевого сплава, имела сферические камеры сгорания с V-образным расположением клапанов и широкие газовые каналы. Результат нововведений не замедлил себя ждать – мощность двигателя с рабочим объемом 2 литра и тремя карбюраторами составляла 80 л.с. (59 кВт). Тогда же началось партнерство BMW AG с производителем коробок передач Zahnradfabrik (ZF).
Перечень спортивных трофеев BMW 328 включает в себя победу в 130 гонках в период с 14 июня 1936 года, когда BMW 328 впервые была представлена на трассе Нюрбургринг, до 1940 года включительно.
Наивысшее достижение BMW 328 – победа в гонке Mille Miglia (в переводе с итальянского «Тысячемильная») 28 апреля 1940 года. Автомобиль продемонстрировал выдающуюся надежность: победитель гонки, экипаж Фриц Хушке фон Ханштайн (Fritz Huschke von Hanstein) и Вальтер Бёумер (Walter Baumer), держал на дистанции протяженностью 1600 километров среднюю скорость 166,7 км/ч.
Всего построено 464 экземпляра BMW 328. Сегодня каждый уцелевший представляет собой настоящее сокровище для коллекционеров.
Без преувеличения, родстер BMW 328 можно назвать одним из красивейших автомобилей своего времени. Он оказал влияние на облик ряда моделей других марок 1940-х годов, в частности, Jaguar XK120. В компании BMW AG уделялось серьезное внимание технической эстетике. В 1938 году создан отдел дизайна Kunstlerische Gestaltung («Художественное создание формы»). Его возглавил Вильгельм Мейерхубер (Wilhelm Meyerhuber). Будущих дизайнеров начали готовить в правильных технических училищах в Гамбурге и саксонском городке Кётен (Kothen). Кроме того, в середине 1930-х годов новые модели BMW впервые проходят доводку в аэродинамической трубе.
1940-е: прорывы и отступления
Успех автомобилей BMW закрепляли мотоциклы. Их программа впечатляла своим диапазоном. Еще в 1930 году в условиях экономического кризиса компания BMW AG вывела на рынок модель R 2 с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 198 кубических сантиметров. В 1937 году гонщик Эрнст Хенне (Ernst Henne) по прозвищу «Белый призрак» на специальном мотоцикле с каплевидным обтекателем установил мировой рекорд скорости 279,5 км/ч, продержавшийся 14 лет.
Вершиной творчества немецких инженеров в 1940-е годы стал тяжелый мотоцикл с приводной коляской R 75. За исключительные вездеходные качества R 75 получил прозвище «Сахара». Двухцилиндровый горизонтально-оппозитный 750-кубовый двигатель этого мотоцикла развивал не самую впечатляющую, на первый взгляд, мощность – 26 л.с. (19 кВт), однако был намеренно дефорсирован для получения преимуществ в условиях бездорожья.
В 1940-е годы стратегически важным становится производство авиамоторов. Еще в 1928 году BMW AG приобрела у американской компании Pratt & Whitney лицензию на звездообразные двигатели воздушного охлаждения. Этими моторами оснащался знаменитый пассажирско-транспортный самолет Junkers J 52. Двигатели для J 52 заводы BMW продолжали выпускать до 1945 года. Предприятие BMW/Bramo выпускало девятицилиндровые радиальные авиамоторы Fafnir. Их мощность достигала 1200 л.с. Эти моторы сделали возможными, в частности, беспосадочные рейсы авиакомпании Lufthansa в Нью-Йорк продолжительностью 24,5 часа и рейсы Берлин – Токио с одной промежуточной посадкой.
Пропасть, пролегающая между звездообразным 8-цилиндровым мотором и турбореактивным двигателем, дает отчетливое представление о технологическом рывке, совершенном компанией BMW AG за какие-то два десятилетия.
1950-е: турбулентные времена
После окончания Второй мировой войны компания BMW AG оказалась в непростом положении. Предприятие в Мюнхене было сильно повреждено бомбежками. Берлинский авиазавод был практически полностью разрушен. Автомобильное и мотоциклетное производство, а также головное конструкторское бюро в Эйзенахе оказались в советской оккупационной зоне. Кроме того, на компанию наложили репарации, а ведущих специалистов (в их число входил конструктор Фриц Фидлер) в принудительном порядке отправили работать в Великобританию.
Руководить возрождающимся делом пришла новая команда менеджеров во главе с Куртом Донатом (Kurt Donath)
Первой послевоенной серийной моделью стал мотоцикл BMW R 24. Он представлял собой усовершенствованную довоенную модель R 23. Использовался одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 247 кубических сантиметров и мощностью 12 л.с. (8,8 кВт). Коробка передач была новая, четырехступенчатая. В марте 1948 года мотоцикл представили на 18-м салоне автомобилей и мотоциклов в Женеве. За два года завод BMW в Мюнхене изготовил 12020 мотоциклов R 24.
В свою очередь, производство под маркой BMW развернулось в Эйзенахе, в советской оккупационной зоне. Начать выпуск довоенных мотоциклов R 35 и R 75, автомобилей BMW 321 и BMW 326. Изделия завода BMW в Эйзенахе стали ключевыми экспонатами Лейпцигской ярмарки 1946 года. Более того, используя довоенные наработки, в 1947 году в Эйзенахе создали весьма привлекательную новинку – автомобиль BMW 340. Дизайн разработал Ганс Флейшер (Hans Fleischer), инженер-кузовщик, до войны участвовавший в проектировании BMW 328.
BMW 340 оснащалась рядным шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 1,97 л и мощностью 55 л.с. (40 кВт).
В свою очередь, в Мюнхене не прекращалась работа над новыми моделями мотоциклов. В октябре 1949 году, буквально через полгода как оккупационные власти сняли ограничение на выпуск тяжелых мотоциклов, увидел свет 500-кубовый R 51/2, дополненный в 1951 году 600-кубовым R 67 и годом позже его развитием – R 68. Увы, послевоенный мотоциклетный бум в Германии прекратился и к середине 1950-х встал вопрос о возрождении автомобильного производства.
В 1951 году на Франкфуртском автосалоне дебютировала BMW 501 – машина с четырехдверным пятиместным кузовом понтонного типа. Его создал дизайнер польского происхождения Питер Шимановский (Peter Szymanowski) по мотивам британских малолитражек Austin – история повторилась! Автомобиль, прозванный «Ангелом барокко», получил рядный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 1,97 л предвоенного BMW 326, развивавший мощность 65 л.с. (47,8 кВт). Производство машины началось в ноябре 1952 года. Несмотря на высокую репутацию марки BMW, выбор наблюдательным советом компании именно такого автомобиля оказался ошибочным.
Впрочем, в тоже время BMW AG выпускает, пусть и в небольшом количестве, невероятно привлекательный родстер BMW 507 (1956 – 1959 гг., 251 машина). Это работа выдающегося промышленного дизайнера Альбрехта фон Гёртца (Albrecht von Goertz). Один из таких родстеров приобрел Элвис Пресли, когда находился на службе в американских войсках в ФРГ.
Гораздо более прагматичным решением была покупка лицензии у итальянской компании Iso на компактный автомобиль с мотоциклетными агрегатами («мотоколяску») Isetta в 1955 году. Это позволило загрузить мотоциклетные производственные мощности, работавшие вполсилы из-за падения спроса. Хотя Isetta менее всего напоминала традиционные машины (так, доступ внутрь осуществлялся через единственную дверь – в передней части кузова), она была очень популярна: до 1962 года изготовили 161 728 «изетт» с одноцилиндровыми двигателями 250 и 350 кубических сантиметров. Успех закрепила и так называемая «большая Isetta» – мотоколяска BMW 600 c двухцилиндровым горизонтально-оппозитным 600-кубовым мотором и дополнительным рядом сидений, для которого пришлось удлинить кузов и врезать в него дополнительную дверь.
Тем не менее, по результатам 1956 отчетного года Наблюдательный совет BMW AG снял с должности управляющего Курта Доната. Тучи над BMW AG продолжали сгущаться. 9 декабря 1959-го грянул гром: на повестку совместного заседания совета директоров и наблюдательного совета был поставлен вопрос о продаже компании концерну Daimler-Benz AG. В течении 10-часового напряженного совещания было принято решение сохранить независимость компании. Решающую роль в этом вопросе сыграли миноритарии, чьи интересы представлял Эрих Нолд (Erich Nold) и Герберт Квандт (Herbert Quandt), владелец самого крупного пакета акций BMW AG.
1960-е: новый класс
Уроки прошлого были учтены. Впервые компания выпускает малолитражный автомобиль с несущим кузовом – BMW 700. Двухцилиндровый горизонтально-оппозитный мотор рабочим объемом 0,7 л развивал мощность 30 л.с. (22 кВт), что при снаряженной массе 640 кг делало BMW 700 чрезвычайно привлекательным. Достаточно сказать, что он развивал скорость 120 км/ч – столько же, сколько довоенные «большие BMW». Двигатель у BMW 700 располагался сзади – в 1960-е заднемоторная компоновочная схема пользовалась огромной популярностью.
Однако и руководители компании, и инженеры были нацелены на принципиально другие модели. И вот, на Франкфуртском автосалоне 1961 года дебютировала модель BMW 1500, которая моментально получила эпитет «новый класс» (Neue Klasse). Спустя долгое время это первый BMW, ничем не ущемлявший своего владельца – просторный четырехдверный седан с расположенным спереди четырехцилиндровым 1,5-литровым двигателем, задними ведущими колесами, независимой подвеской и вместительным багажником. Передние тормоза автомобиля были дисковыми, а в подвеске впервые не применялись пресс-масленки – шарниры сделали необслуживаемыми.Автором конструкции был известный автогонщик Алекс фон Фалькенхаузен (Alex von Falkenhausen). Претерпев многочисленные модификации, этот мотор проживет на конвейере до 1987 года и будет изготовлен в количестве порядка 3,5 млн. экземпляров.
Успех «Нового Класса» не замедлит сказаться: в 1963 году впервые с окончания Второй мировой войны BMW AG выплатит своим акционерам дивиденды.
7 марта 1966 года компания BMW AG отмечала 50-летие своей производственной деятельности. В этот торжественный день на сцене Баварской государственной оперы председатель правления компании Герхард Вильке (Gerhard Wilcke) представил гостям модель нового поколения – BMW 1600-2. Обозначение «-2» в данном случае указывало на количество дверей – компания взяла ориентир на молодого амбициозного водителя со спортивными навыками. 85-сильный BMW 1600-2 разгонялся до 100 км/ч за 13 секунд.
Своеобразным «подарком к юбилею» станет приобретение у компании Hans Glas GmbH ее производственных площадок в Дингольфинге (Dingolfing) и Ландшюте (Landshut). В наши дни завод в Дингольфинге – головное предприятие BMW AG по выпуску моделей 5-й, 6-й и 7-й серий.
«Новый класс», так удачно стартовавший в 1961-м, продолжал приносить компании удачу. Первым автомобилем «Нового класса», использовавшим впрыск топлива, окажется модель 2000 tii в 1969 году. Вершиной этого семейства в 1973 году станет 170-сильный BMW 2002 turbo – первый в Германии легковой автомобиль, оснащенный турбонаддувом. От него пойдет мода на наклейки turbo во все лобовое стекло.
Для более степенных и состоятельных клиентов BMW в 1968 году представила большие седаны 2500 и 2800 (серия Е3), а также двухдверное купе 2800CS (Е9), оснащенные шестицилиндровыми моторами. BMW 2800 станет первым автомобилем в истории марки, способным развить скорость 200 км/ч. С такими автомобилями BMW AG выйдет на ответственный американский рынок.
1970-е: счет идет на серии
В 1970-е годы появилась новая система наименования автомобилей BMW. Инициатива принадлежит величайшему автомобильному менеджеру Роберту Лутцу (Robert Lutz), с 1971 по 1974 год занимавшему пост вице-президента BMW AG по всемирным продажам и маркетингу. Согласно новой системе, первая цифра индекса указывала на семейство, к которому принадлежала данная модель, а две последующие отражали рабочий объем двигателя в литрах. Автомобиль нового поколения внутри завода носил обозначение Е12, для покупателей же он был BMW 520. Тогда же публика впервые услышала знаменитый рекламный девиз BMW, просуществовавший без малого 40 лет: «Freude am Fahren», «С удовольствием за рулем».
Вслед за 5-й серией настанет черед 3-й, автомобилю с внутренним кодом Е21. Ее представят 10 сентября 1975 года на автосалоне во Франкфурте. Приметой машины станут сдвоенные круглые фары – опять же влияние американских требований. Больше компания BMW AG не будет выпускать автомобилей с одиночными фарами. Особенностью интерьера автомобиля становится driver’s oriented cockpit – приборная панель, слегка развернутая к водителю, чтобы тому не приходилось тянуться за переключателями. Это решение в дальнейшем перейдет на другие модели компании.
Адресованная прежде всего молодежи, 3-я серия пользуется неимоверным успехом: в мае 1981 года с конвейера сходит миллионный автомобиль! Так BMW 3-й серии (Е21) становится самым успешным автомобилем за всю историю марки.
В 1976 году дебютирует купе BMW 6-й серии (Е24). Автомобиль поражает своим размахом и пропорциями: все понимают, что он – предвестник новой совершенно особенной модели представительского класса.
BMW AG выдержала «мхатовскую паузу» – новинка, большой седан BMW 7-й серии (Е23) был представлен в 1977 году. Первоначально 7-я серия существовала в трех вариантах, 2,8 л 170 л.с. (125 кВт), 3.0 л 184 л.с. (135 кВт) и 3,2 л 197 л.с. (145 кВт). Наконец, в 1980-м вышел флагманский вариант с 3,2-литровым рядным шестицилиндровым двигателем, оснащенным турбонаддувом, мощностью 252 л.с. (185 кВт). У владельца складывалось ощущение, что он обладает техникой завтрашнего дня. Нажав на кнопку слева от рулевого колеса, он мог запустить компьютер, диагностирующий состояние всех бортовых систем. Эти автомобили создавались с использованием системы автоматического проектирования (САПР), с учетом перспективных требований пассивной безопасности.
1 мая 1972 года в компании BMW AG возникает новое подразделение: BMW Motorsport GmbH. Йохен Неерпаш (Jochen Neerpasch) стал его руководителем. В задачи подразделения входила подготовка спортсменов и специальных автомобилей для участия в соревнованиях всех видов – от ралли до Формулы 1. Символикой BMW Motorsport GmbH стала характерная раскраска в виде трех полос (синей, фиолетовой и красной) на ярко-белом фоне.
Деятельность BMW Motorsport GmbH довольно быстро вышла за рамки обычных обязанностей заводской команды. Спортивные достижения BMW пробудили среди поклонников марки интерес к мощным, «заряженным» версиям обычных дорожных моделей. Так в 1974 году появились первые «заряженные» BMW 5 серии — 530, 533i, 535i, превосходившие свои конвейерные аналоги не только мощностью двигателя, но и особой подвеской и тормозной системой.
Следующим крупным проектом Motorsport GmbH стало создание первого среднемоторного суперкара BMW M1, он отличался запоминающимся низким силуэтом (высота машины всего 1,14 м), обусловленным продольным, а не поперечным, как у многих суперкаров, расположением силового агрегата. Под совмещенным с оперением задним капотом находился рядный шестицилиндровый 3,45-литровый двигатель М88 с впрыском, развивающий мощность 277 л.с. (199 кВт). M1 стал самым быстрым автомобилем на дорогах Германии. В 1979 году на испытаниях M1 развил скорость 264,7 км/ч.
Чтобы BMW M1 могла принять участие в гонках, машине предстояло пройти омологацию Международной федерации автоспорта (FIA) по группе 4. Для этого необходимо было построить 400 экземпляров М1. Автомобиль поступил в свободную продажу. Стоил ровно 100 000 немецких марок. Спрос на модель превысил предложение – до 1981 года было изготовлено 445 экземпляров автомобиля, причем только 46 из них были гоночные. Продолжая традицию «Art Car» – гоночных автомобилей оригинальной раскраски, один из BMW M1 предоставили для творчества знаменитому художнику Энди Уорхолу (Andy Warhol). Гений поп-арта выполнил работу, после чего произнес: «Правда, машина-то лучше, чем моя мазня».
1980-е: золото на чемпионатах мира
В 1980 году на основе серийного четырехцилиндрового блока цилиндров инженерам Motorsport GmbH под руководством «короля моторов» Пауля Роше (Paul Rosche), удается создать уникальный двигатель для Формулы 1 с невероятной мощностью 800 л. с. Это стало возможным благодаря шестнадцати клапанам, турбокомпрессору и (впервые в Формуле 1) цифровой электронной системой управления.
В 1983 году бразилец Нельсон Пике (Nelson Piquet) за рулем болида Brabham BMW с таким двигателем завоевал титул чемпиона мира.
Спортивный успех сопутствовал и мотоциклам BMW: в 1981 году на двухколесной машине входящего в моду класса «эндуро» R 80 G/S француз Юбер Ориоль (Hubert Auriol) пришел первым в зачете мотоциклов тяжелейшего ралли-рейда Париж – Дакар. Ориоль победит в этом марафоне еще раз в 1983 году, а.в 1984 и 1985 году кубок победителя «Париж – Дакара» достанется бельгийцу Гастону Райе (Gaston Rahier).
В 1980 году в подразделении Motorsport GmbH на базе серийной BMW 5-й серии создали модель M535i. На автомобиль установили 3,5-литровый шестицилиндровый 12-клапанный двигатель мощностью 218 л. с. (160 кВт) от купе BMW 635CSi. Интерес к такого типа автомобилям продолжал расти несмотря на растущие цены на горючее.
И вот, в 1984 году Motorsport GmbH представила модель M5 (Е28), оснащенную рядным шестицилиндровым 24-клапанным двигателем от M1. С этого автомобиля ведется родословная баварских «волков в овечьей шкуре»: почти не отличаясь внешне от стандартной BMW 518i, М5 располагал мощностью почти втрое большей – 286 л.с. (210 кВт) и развивал максимальную скорость 245 км/ч. Впервые на этой модели аккумулятор «переехал» в багажник – для улучшения распределения нагрузки по колесам. Это решение будет в дальнейшем использовано на целом ряде серийных моделей.
Свидетельством успеха стали продажи. Если М5 на шасси Е28 с 1984 по 1987 год разошлась в количестве 2200 экземпляров, то «эмка» второго поколения, Е34 в период с 1988 по 1995 год была продана в количестве 11000 штук!
В 1986 году к М5 прибавится компактный двухдверный седан М3 (Е30), изначально создававшийся не только под условия дорог общего пользования, но и в соответствии с требованиями спортивного регламента Группы А. Условие в первый же год выпустить не менее 5000 таких автомобилей потребовало переезда Motorsport GmbH в более просторные помещения. Теперь значок «М» начал появляться на кабриолетах и даже универсалах BMW.
В феврале 1986-го впервые в своей истории компания BMW AG представила полноприводный легковой автомобиль гражданского назначения – 325iX. Автомобиль оснащался постоянным приводом на обе оси. 37% тяги направлялось на передние колеса и 63% - на задние, чтобы сохранить привычную для поклонников BMW «заднеприводную» управляемость. Центральный дифференциал блокировался с помощью вискомуфты. Полный привод стремительно входил в моду, а с коньюнктурой рынка приходилось считаться. До 1991 года компания продала около 30 000 полноприводных машин.
Дебютировавший в 1986 году BMW 7-й серии (Е32) поражал уровнем отделки и оснащения. Цифровая электроника третьего поколения следила за оптимальной работой двигателя. Многорычажная задняя подвеска обеспечивала непревзойденную кинематику хода. Стабилизирующая система шасси ASC (Automatische Stabilitats Control) выручала водителя, попадавшего на покрытие с различным коэффициентом сцепления. Бортовой компьютер 4 поколения сообщал необходимые параметры поездки. Автомобиль можно было оснастить электронным регулированием жесткости амортизаторов, автоматическим раздельным климат-контролем для водителя и пассажира, портативным телефоном Siemens C2.
Главное, в 1987 году в гамме 7-й серии появился автомобиль 750i с V-образным 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,0 л и мощностью 300 л.с. (220 кВт). Это был первый V12 в Германии с 1930-х годов. Как и другие модели этого поколения, флагман предлагался в нормальном и в удлиненном на 114 мм варианте 750iL.
В 1989 году на Франкфуртском автосалоне вызвало сенсацию купе BMW 8-й серии (Е31). 6-я серия, построенная в количестве свыше 86 000 экземпляров, становилась историей. Новое купе 850CSi, базирующееся на основе 7-й серии, было бескомпромиссным по части дизайна и технических характеристик. Хотя дизайн несколько выделялся на фоне всего модельного ряда благодаря тому, что фары убирались в облицовку передка. Интересная деталь: лобовое стекло автомобилей 8-й серии имело водоотталкивающее покрытие.
1990-е: ветер перемен
Последнее десятилетие ХХ века отмечено для компании BMW расширением международного экономического влияния. После 25 летнего отсутствия в аэрокосмической сфере в 1990 году создается совместное предприятие BMW Rolls-Royce GmbH по разработке и производству авиационных двигателей. Новый инженерный центр и производство для этого предприятия размещают в Дальвице (Dahlewitz), к югу от Берлина.
Увеличение объема производства и необходимость полнее соответствовать интересам рынков приводит к строительству автомобильных заводов в разных частях света. Прежде у BMW AG было единственное предприятие за пределами континента – сборочный завод в Росслине (Rosslyn) , ЮАР. В 1989 году руководство BMW AG принимает решение о строительстве завода в Соединенных Штатах. Закладка камня под строительство состоялась в городе Спартанбург, штат Южная Каролина. В 1995 году новое предприятие начнет выпуск родстера BMW Z3, а с 1999 года – внедорожника BMW X5 (Е53).
В марте 1994 года компания BMW AG становится владелицей британского автомобильного объединения Rover Group, в которое на начало 1990-х входят такие марки как Rover, Land Rover, MG и Mini. Это сотрудничество не приносит ожидаемых плодов, и в мае 2000 года продает марки Rover и MG консорциому Phoenix, а марку Land Rover – в Ford Motor Corporation. Марку Mini «баварские моторы» оставляют за собой.
В начале 1990-х происходила очередная смена поколений моделей BMW. Облик новинок создавался под руководством дизайнера Клауса Лютэ (Claus Luthe).
В 1990 году BMW 3-й серии второго поколения заменило третье, Е36. На версии купе впервые применили систему бесступенчатого регулирования фаз газораспределения VANOS.
В 1994 году увидело свет третье поколение 7-й серии (Е38). Повышенную звукоизоляцию салона обеспечивали двойные стекла дверей и заднего окна, водительское кресло оснащалось массажером, бортовой телекоммуникационный центр воспринимал голосовые команды. Впервые предлагалась услуга Follow-Me-Home, дословно – «Проводи меня до дома». Встроенные в дверные ручки светодиоды подсвечивали пространство вокруг автомобиля какое-то время после того как владелец запер машину.
Технически новая 7-я серия была совершенным продуктом своего времени. Так, в бензиновых моторах применялась система изменения фаз газораспределения Double VANOS.
Осенью 1995 года под лозунгом «гармония дизайна» компания BMW AG представила очередное поколение 5-й серии (Е39). Впервые в мировой автомобильной истории шасси машины было изготовлено преимущественно из алюминия.
Кроме того, во всех автомобилях нового поколения беспрецедентное внимание уделялось факторам пассивной безопасности – актуальной теме 1990-х годов. Защиту ездоков компания BMW выстроила в виде комплекса F.I.R.S.T. (Fully Integrated Road Safety Technology, «Встроенная технология дорожной безопасности»). Основу комплекса составляли 8 подушек безопасности – лобовых, боковых, а также надувных занавесей. Элементы активной безопасности – АБС, противобуксовочная и стабилизирующая системы обменивались информацией с другими абонентами по сверхскоростной оптоволоконной шине передачи данных. Помимо всего, комплексные меры включали в себя автоматический датчик дождя и размыкатель массы аккумуляторной батареи в случае столкновения.
В 1998 году произошло еще одно важное событие в истории марки BMW – она вошла в элитный клуб производителей роскоши. В результате напряженных торгов в собственность BMW AG перешла торговая марка легковых автомобилей высшего класса Rolls-Royce.
Компания BMW AG продолжала расширять географию своих интересов. 16 марта 1999 года в Москве был подписан контракт об организации производства автомобилей BMW в Калининграде, на заводе «Автотор». И уже в августе началась сборка автомобилей 5-й и 7-й серий. А в марте 2001 года «Автотор» приступил к сборке BMW 3-й серии. Качество работы российского предприятия BMW устроило мюнхенское руководство, и «Автотор» стал первым заводом за пределами Германии, которому совет директоров BMW AG доверил сборку автомобилей 5-й серии следующего поколения (Е60). Произошло это в 2004 году.
2000-е: с позиций современника
Начало нового столетия, переход в следующее тысячелетие – волнующий момент для всей цивилизации и для каждого из нас. Поневоле начинаешь оценивать пройденный путь, успехи и неудачи. Марка BMW принесла в XXI век репутацию производителя надежных высокотехнологичных автомобилей, ориентированных на водителя, не лишенного честолюбия, в хорошем спортивном тонусе, обладающего твердой жизненной позицией.
Если сравнить производственные программы BMW нынешней и BMW начала 1980-х, обнаружатся существенные различия. Модельная линейка автомобилей расширилась вдвое – и это не считая продукции под марками Mini и Rolls-Royce. В ней сегодня заметную долю занимают полноприводные автомобили-кроссоверы, называемые SAV – Sport Active Vehicle, «Автомобиль для активного отдыха».
В мотоциклах наблюдается схожая картина. В июле 2007 года «Баварские моторы» приобрели у итальянской компании MV Agusta шведский завод мотоциклов Husqvarna. Но и в собственной линейке двухколесной техники компания BMW AG отошла от «канона», свободно выбирая тип мотоцикла, двигателя и трансмиссии. Вал, цепь, зубчатый ремень – все варианты допустимы.
Сегодня каждого заботит состояние окружающей среды. В этом отношении BMW Group проявляет себя как ответственная компания. Задача решается сразу по нескольким направлениям: снижение токсичности выбросов серийной продукции, использование пригодных ко вторичной переработке материалов, утилизация отслуживших автомобилей и мотоциклов, внедрение природосберегающих технологий на производстве. Наконец, главная цель – создание экологически-чистого автомобиля. Проводившиеся длительное время эксперименты с альтернативными источниками энергии привели к появлению конкурентоспособных образцов BMW i8 и BMW i3, которые компания намерена запустить в серию в ближайшее время.
Продукция компании BMW на протяжении многих десятилетий пользуется неизменным успехом среди потребителей не только благодаря безупречному качеству и современному дизайну, но и уникальным эмоциям, возникающим при управлении автомобилем или мотоциклом.
И сегодня марка BMW встречает свое 95-летие в отличной форме.
В течение последних семи лет концерн BMW Group является абсолютным лидером в мировой автомобильной промышленности согласно рейтингу устойчивого развития Доу-Джонса (DJSI). Компания также остается единственной в автопромышленном комплексе, кто каждый год включается в индекс устойчивости с момента его основания в 1999 году.
Согласно ежегодному отчету американского консалтингового агентства Reputation Institute концерн BMW Group в 2012 году возглавил рейтинг наиболее уважаемых компаний мира.
Также в 2012 году BMW занял первое место в списке самых дорогих автомобильных брендов в мире по версии британской исследовательской компании Millward Brown. Стоимость головного бренда немецкого автоконцерна была оценена в 24,62 млрд долларов.