Многие автолюбители, стоя в пробке, развлекаются разглядыванием шильдиков рядом стоящих авто. И наверное, все задумывались, откуда появились такие узнаваемые и, в то же время, загадочные эмблемы автопроизводителей. Как пример, возьмем один из самых необычных логотипов среди европейских автомобильных марок – Alfa Romeo.
Фирменный логотип Alfa Romeo был создан в далеком 1910 году чертежником Романо Каттанео. Однажды, он ждал поезда на Миланской станции и увидел красный крест на миланском флаге и Герб семьи Visconti. На гербе была изображена змея, поглощающая человека – это означало, что семья должна быть начеку, так как всегда найдутся враги, готовые ее разрушить.
А слово Romeo пришло немного позже. В 1916 году, неаполитанский бизнесмен Никола Ромео купил компанию, которую и приспособил к созданию военной техники во время Первой Мировой Войны. А после ее окончания, завод снова вернулся к изготовлению авто, и именно тогда в названии появилось слово Romeo - в честь владельца компании. А слово Alfa происодит от акронима - Anonima Lombarda Fabbrica Automobili (английский вариант: Public Lombard Automobile Factory).
Итак, по порядку о том, как начиналась эта доблестная повесть.
Компания, которая сейчас известна под романтическим названием Alfa Romeo, была создана в 1907 году, и не в Италии, как вы могли подумать, а изначально во Франции, чтобы производить автомобили французского дизайна Darracq для продажи в Италии. Итальянские инвесторы быстро смекнули, что проект пользуется успехом и в 1909 году перенесли штаб-квартиру в Милан, взяв контроль над компанией в свои руки. Юго Стелла стал председателем Правления. Фабрику основали в районе с живописным названием Портелло.
Как и все новое, автомобилестроение требует обновления в дизайне и свежих имен. Поэтому главным дизайнером был назначен Джузеппе Мерози, инженер – самоучка, которого они переманили из компании Bianchi.
Первой машиной, появившейся на свет под началом Мерози, стала 1910 24 HP. Это была стандартная ездовая машина с 4-цилиндровым железным двигателем, имеющая всего 24 л.с., что кажется совсем ничтожным по современным меркам. Джузеппе в своих ранних творениях предпочитал не рисковать и не экспериментировать, а делать упор на качество и надежность автомобилей.
Первая Мировая Война резко оборвала все автомобильные начинания, и долгое время завод стоял практически без действия аж до 1916 года, пока его не принял под свое руководство амбициозный Николя Ромео, который начал новую эру в истории бренда. Во время войны, он здорово разбогател на продаже военной техники, что и позволило ему купить права на компанию A.L.F.A. в 1918 году. Некоторое время, главным дизайнером оставался Джузеппе Мерози, который еще успел выпустить такие модели как RL Targa Florio, но он больше не в состоянии был создавать передовой дизайн пассажирских авто, которые бы соответствовали потребительским нуждам того времени.
В связи с этим, в 1923 году Мероси был заменен на Витторио Яно, которого, опять-таки, переманили из Fiat.
Николя Ромео
Первая машина, к которой он приложил свою руку и свой ум, стала Alfa Romeo Grand Prix P2. У этого авто была легкая рама, 2-литровый двигатель. Впервые она выиграла мировой чемпионат в 1925 году. Как раз в те времена, Alfa Romeo наслаждалась своим «золотым веком». Под руководством Яно, компания выпускала серии мало- и среднелитражных авто с 4-, 6- и 8-цилиндровыми моторами, которые стали классикой и основой всех двигателей Alfa Romeo, которые были сделаны из легких материалов, с полусферическими камерами внутреннего сгорания, центрально-расположенными свечами зажигания, двумя рядами верхне расположенных клапанов на каждом цилиндре и двумя распределительными валами с верхним расположением. При этом, двигатель умудрялся сохранять не только хорошие технические характеристики, но и выносливость всех компонентов.
Одной из значимых моделей в этот период стала P3 Гран При, также известна под названием Tipo B. Она имела передовой дизайн и была успешной с момента начала ее производства в 1933 году и до 1935.
Позже была выпущена модель под названием 2900 B в 1936 году, провозглашенная самой быстрой машиной в мире. Она стала одной из самых редких, изысканных и дорогих машин на то время. Параллельно с этим событием, гонщик Ferrari Enzo команды Scuderia дорос до менеждера гоночной команды. В 1929 году он оставил компанию и решил самостоятельно начать бизнес по продаже машин Alfa Romeo и их подготовке к соревнованиям.
Но, как и сегодня, кризисы были не чужды экономике того времени, и очередной экономический застой в 1929 году, создал серьезные финансовые проблемы для Alfa Romeo. Из-за этого, сам Ромео был снят с поста директора в 1928 году, и компания перешла под государственную опеку. В 1934 году она снова перекочевала, на этот раз, во владение индустриальных корпораций фашистского правительства, где и оставалась на протяжении 50 лет.
Но, как после любого застоя приходит обновление, так и черная полоса, рано или поздно, должна была закончиться для легендарного автопроизводителя. И помог ей в этом еще один бывший сотрудник Fiat – Юго Габбато, которого назначили новым управляющим Alfa Romeo. Под его руководством, произошел переход от кустарного производства к современному индустриальному.
В то время предпочтение отдавалось гоночным машинам, а не пассажирским - после того, как Муссолини увидел потенциал для строительства машин, которые могут стать национальной гордостью и которые стали бы международным престижем для страны. В период с 1931 по 1934, Alfa выигрывала каждый гоночный чемпионат Le Mans. Потом грянула Вторая Мировая Война, которая стала настоящим бедствием, как для Италии, так и для Alfa.
В 1950 г. компания выпустила новое пассажирское авто семейного типа. Эта машинка была меньше своих предшественниц и сочетала в себе, как классические черты Alfa, так и новаторские разработки и инновационный дизайн. И в 1954 году была представлена Giulietta, которая ушла далеко вперед от всех моделей, когда-либо выпускавшихся под маркой Alfa Romeo.
Благодаря таким машинам, автомобили Alfa Romeo стали одними из самых востребованных машин в те времена. Вторая фабрика возле Неаполя, которая была построена в начале 1970-х, была желанием амбициозного правительства производить более экономичные маленькие авто и создавать больше рабочих мест в южной Италии.
По традиции, новым дизайнером стал человек, который долгое время сотрудничал с другими именитыми брендами такими как Porsche, Volkswagen, Ford и Fiat. Им стал Рудольф Хруска – австриец по происхождению, который после войны приложил свои усилия к созданию Alfa Romeo Giulietta. Его новая команда вывела в люди инновационную, переднеприводную машину, которую поставили на поток в 1972 году. Название ей дали – Alfasud в честь юга страны. Но этой машине так и суждено было достичь того успеха, на который рассчитывали ее создатели, из-за незначительных проблем с техническим оснащением, а также из-за разногласий в команде.
Вплоть до 90-х, стандарты Alfa оставались на прежнем уровне. После начала сотрудничества с Fiat, Lancia и Saab, Alfa Romeo начали выпускать переднеприводные машины ‘Alfa-Nord' и Alfa 155. Последняя версия была очень успешной в гонках класса DTM (1993) и BTCC (1994) . Позже были созданы Alfa нового поколения - Alfa 145 и Alfa 146. Все эти машины стали знамением новой эры в дизайне, который стал даже более весомым, чем эффективность.
В 1997 году Alfa Romeo выиграла конкурс Автомобиль года со своей Alfa 156. Позже появился еще один Ромео нового поколения - Alfa 164 лимузин, который было сложно превзойти, благодаря новым стандартам роскоши и исполнения. Поэтому Alfa Romeo было чем гордиться к приближающейся круглой дате – 90-летие бренда, которое отпраздновали в 2000 году.
Недавно Alfa Romeo решила отдать дань прошлому и представила Alfa Romeo Giulietta, которая бы стала напоминанием классической версии 1950-х годов. Эта машина должна стать комбинацией вездесущей спортивности, которая присутствует во всех машинах этой марки, безопасности и комфорта, которые соответствуют требованиям современного общества. Бампер и значок «Джульетты» сделан по классическим канонам и повторяют их расположение в былые времена.
В 2011 планируется запуск еще нескольких моделей; некоторые из них, также, будут повторять идею и дух лучших времен этой марки.
Alfa 149
Alfa SUV
Alfa 169 (на платформе Maserati Quattroporte)
Из этого можно сделать вывод, что если бы Шекспир писал о машинах, а не о людях, он, скорее всего, закончил бы свое произведение так: "...нет повести счастливее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте".