«Представь, что последний круг самой классной гонки в твоей жизни повторяетсяеще и еще»… Именно так описывают очевидцы соревнования по дрифту – одному из самых молодых и эффектных видов автоспорта.
Несмотря на то, что, по историческим меркам, дрифту – без году неделя (появилась эта дисциплина всего-то лет 15 назад), его победоносному шествию по всему миру может позавидовать любой другой вид спорта. Высокие технологии, компактные, удобные для зрителей треки, невероятно эффектный стиль езды пилотов вовлекают в этот спорт все больше фанатов. Как же приобщиться к экстремальной семье дрифтеров? Начать стоит с двух неотъемлемых составляющих – подготовки машины и обучения основам дрифта.
Куй железо
Что касается подготовки автомобиля, то это вопрос отдельной статьи. Отметим лишь, что наиболее экономичным, с финансовой точки зрения, вариантом является постройка дрифт-кара на базе заднеприводного «японца» или «немца» (к примеру, BMWE30, Nissan 200SX). «Заряжать» машину сходу не имеет никакого смысла, потому что для начинающего дрифтера лишнее поголовье «лошадей» (как и лишние расходы) будут явно некстати. Работая с машиной нужно, прежде всего, обзавестись блокировкой заднего межколесного дифференциала, а также умением его грамотно отрегулировать. Далее можно углубиться в доработку подвески. Вот уж где можно развернуться по полной программе, вплоть до замены всех стандартных узлов! Но поначалу достаточно установить качественные амортизаторные стойки. Тут стоит забыть о продукции Bilstein и других более-менее «попсовых» брендов, и обратить свой взор на профессиональную продукцию для дрифтеров под марками Tanabe или Yoshio. Эти продукты стоят недешево, но возможность регулировать не только жесткость амортизаторов, но и развал, а также кастор того стоят.
Дальше идет резина: дрифтеры используют сверхнизкопрофильную серийную резину (никаких гоночных покрышек, сликов и тому подобного), причем высота профиля на шине шириной 225 мм должна быть минимум 45%. Но лучше – 40, а то и все 35%. Эта «изолента» на колесах призвана создавать максимальный «держак» с дорожным полотном, особенно это касается передней оси. Так что пилоты обычно предельно «зажимают» подвески, стабилизаторы. Впереди устанавливается развал до -3, тогда как сзади остается нейтральный 0… Последнее по списку, но не по важности – установка гоночного «ковша»-сиденья с многоточечными ремнями. Без правильного сиденья вас будет попросту болтать по водительскому месту в поворотах, и тогда будет уже не до филигранной работы рулем, педалями и ручником.
Короли «восьмерки»
Если вы думаете, что, сделав все вышеперечисленное, сможете сходу поразить друзей и знакомых эффектным прохождением поворота «веером», сжигая резину, вынужден буду вас разочаровать. Для начала придется освоить технику дрифта и начать… с приемов скоростной рулежки, причем, как одной, так и двумя руками. Когда эти навыки станут достаточно прочными, а скорость и точность руления – высокой, можно переходить к следующему этапу и начинать учиться чувствовать ту грань, когда машина уже находится в заносе, но еще остается управляемой. Для этого понадобится достаточно большая площадка с качественным асфальтированным покрытием и пара фишек, между которыми вам предстоит выписывать «восьмерку». При этом рекомендуем пока что даже не вспоминать о «ручнике». На первых порах главное – это работа рулем и газом. Постепенно увеличивая скорость прохождения, провоцируйте пробуксовку ведущих колес. Со временем вы научитесь проходить «восьмерку» в постоянном заносе, сохраняя угол и, как только мастерство позволит вам прописать 4-5 кругов в заносе подряд, можете считать себя мастером. Что правда, пока только в езде по «восьмерке».
Счастье – в «ручнике»
Но ведь в дрифте ценится мастерство прохождения поворотов, причем на приличной скорости! Так что, самое время начать учиться дрифтить в поворотах. Для этого выбираем широкий поворот без бордюров и отбойников по краям, либо же размечаем поворот на асфальтированной площадке. Разогнавшись до 60-70 км/ч, выжимаем сцепление, и тянем ручник (я сказал, тянем, а не рвем что есть силы!), выставляя машину в поворот рулем и степенью затяжки ручника. Все это время (то есть секунду-другую), правая нога удерживает обороты в рабочей зоне, и, как только угол заноса достиг желаемого, отпускаем сцепление и запускаем ведущие колеса в пробуксовку. Если машина у вас не слишком мощная, обороты придется держать в зоне, близкой к максимальным. С одной стороны, езда «в отсечке» ценится судьями, и такое умение вам точно не помешает. С другой, ошибка с газом чревата разворотом машины. Филигранная езда – результат упорных тренировок. Постепенно вы научитесь не просто умело дрифтить, но и ездить, четкопрописывая траекторию. Вы также сможете контролируемо менять угол заноса, без чего не обойтись при параллельных заездах. Постепенно вырастит и скорость дрифтования. Ведь, серьезные дрифтовые баталии проводятся далеко не на картинговом кольце, как у нас. В Японии дрифтовая трасса начинается 200-400-метровым прямиком, на котором машины разгоняются до 200 км/ч и на этой скорости входят в первый поворот...