Электрическая Одиссея: вокруг земного шара – на Citroёn C-Zero
Кругосветное путешествие. 25 000 км. 300 подзарядок аккумулятора. 250 евро на подзарядку авто. 17 стран. Восемь месяцев. Два француза. И один электромобиль – Citroёn C-Zero. Это Электрическая Одиссея – первое кругосветное путешествие на серийном электромобиле.
Мы живем в эпоху перемен. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня уже продается на полках магазин. То, о чем мы еще недавно мечтали, сегодня уже происходит. Электрическая Одиссея – одно из таких явлений: первое в мире кругосветное путешествие на электромобиле! Еще недавно сам электромобиль казался гостем из будущего, а уже сегодня он объехал весь земной шар. И это не обычный электромобиль, это электромобиль Citroёn – Citroёn C-Zero.
1.1 Электрическая Одиссея: рождение идеи
1.2 Электрическая Одиссея: команда
1.3 Электрическая Одиссея: маршрут
1.4 Электрическая Одиссея: подготовка
1.5 Электрическая Одиссея: «Plugger» – кто это?
1.6 Электрическая Одиссея: США
1.7 Электрическая Одиссея: Япония
1.8 Электрическая Одиссея: Китай
1.1 Электрическая Одиссея: рождение идеи
«Возрастающее количество транспорта является одной из причин глобально потепления, загрязнения территории выхлопными газами, зависимости от нефти. Сегодня снижение расхода топлива и уровня выхлопных газов является важнейшей целью для каждой солидной автомобильной компании.
Радикально решить вышеназванные вопросы способен электрический транспорт. Современные электромобили улучшаются с каждым годом, они становятся более совершенными, многие государственные структуры поддерживают направление электрического транспорта.
Наш кругосветный пробег призван доказать, что электрический транспорт является реальной альтернативой, которая существует уже сегодня. Главный девиз Электрической Одиссеи звучит просто, но четко – «если электромобиль объехал весь земной шар, то и ежедневные поездки ему по плечу!»
Антонин Ги и Ксавье Дегон
Электрическая Одиссея – глобальный, сложный, важный проект. Который, как часто бывает, берет начало из одной идеи. «Как совершить кругосветное путешествие, и при этом не нанести вреда экологии? Может ли электромобиль был реальным средством передвижения для города и пригорода, а не дорогой игрушкой?» – с этих вопросов и начиналась Электрическая Одиссея.
В качестве транспорта был выбран электромобиль Citroёn C-Zero, в качестве его пилотов – два молодых француза-авантюриста, за улыбками которых скрываются инженерное образование и многолетний опыт работы в энергетической промышленности.
Стартовав с простых вопросов, Электрическая Одиссея превратилась в огромный проект. Для Citroёn C-Zero – это тестирование в самых жестких эксплуатационных условиях: жара, холод, горы, скоростные магистрали. Это тест на приспособленность электромобиля к реальной жизни. Для Ксавье Дегона и Антонина Ги – это возможность рассказать многим людям об альтернативных возможностях использования электричества, например для «заправки» транспортного средства. А для всего мира Электрическая Одиссея – это действительно революционный проект. И вот почему:
Уникальная Одиссея
Впервые в мире – кругосветное путешествие на серийном электромобиле;
Продвижение преимуществ электрического транспорта для людей по всему земному шару;
Доказательство возможности использования электромобиля для ежедневных потребностей.
Человеческая Одиссея
Встреча с местным населением в каждой из 17 стран Одиссеи;
Создание «Карты точек заряда» для других подобных путешествий.
Техническая Одиссея
Демонстрация надежности электрических автомобилей в путешествии длинной более 25 000 км;
Самое обширное тестирование электромобиля: разный климат, география;
Исследования электромобиля в условиях длительных междугородних поездок.
1.2 Электрическая Одиссея: команда
Команда Электрической Одиссеи – два молодых французских инженера, одержимые идеей электро-мобильности. Они создали Одиссею сначала в своих мечтах, а потом – в реальности. И не забывайте о третьем полноценном члене команды – электромобиле Citroёn C-Zero.
Антонин Ги (Antonin Guy)
28 лет
Инженер
Опыт работы в консалтинге – 4 года
Изучал темы электрической мобильности в партнерстве с ESCP Europe (бизнес-школа)
Ксавье Дегон (Xavier Degon)
26 лет
Инженер
Опыт работы в энергетической промышленности – 2 года
Несколько поездок по всему миру, включая и поездку Париж-Стамбул исключительно на транспортных средствах с электроприводом
Citroёn C-Zero
100% электромобиль
Автономность – 150 км
Подзарядка:
6 часов – от стандартной розетки 220В
30 минут – от специального терминала (50 кВт, 400 В), заряд до 80% емкости батареи
Аккумулятор – Литий-Ион
Максимальная скорость – 130 км/ч
1.3 Электрическая Одиссея: маршрут
Маршрут Электрической Одиссеи был проложен через весь земной шар: тысячи километров, много стран, и еще больше впечатлений.
Общая протяженность маршрута: около 25 000 км
Старт: февраль 2012 года, Страсбург
Финиш: октябрь 2012 года, Париж, Международный Парижский Автосалон
Продолжительность: 8 месяцев
Количество стран: 17
Количество подзарядок: около 300
Средняя дистанция между двумя точками подзарядки: 110 км
Максимальная дистанция между двумя точками подзарядки: 135 км
Затраты на путешествие: около 250 евро (в 5-7 раз меньше затрат на бензин или дизельное топливо для аналогичного путешествия на обычном автомобиле).
Карта маршрута
Карта точек подзарядки
1.4 Электрическая Одиссея: подготовка
Путешествие вокруг земного шара – сложный и опасный проект. Поэтому команде потребовалась тщательное планирование своего маршрута и специальная подготовка.
Техническая подготовка
Несмотря на свою уникальность и современные технологии, электромобиль Citroёn C-Zero практически не требовал специальной подготовки. Мало того, электромобиль во многом оказался проще и конструктивно надежнее обычных автомобилей. К примеру, здесь нет масляной системы двигателя, здесь нет приводных ремней различного оборудования – а значит, и нет проблем с ними. Техническая подготовка, по сути, свелась лишь к детальному знакомству экипажа с конструкцией Citroёn C-Zero, его параметрами, и нескольким советам по преодолению сложных участков маршрута, например, пустыни в Казахстане. К тому же, экипаж Электрической Одиссеи был всегда на связи и «под защитой» технического центра PSA.
Подготовка экипажа
Электрическая Одиссея несет идею безопасной езды – как в отношении к экологии, так и в вопросах управления автомобилем. А потому члены экипажа прошли специальные курсы повышения водительских качеств, дабы избежать негативных ситуаций на дороге. Кроме того, был установлен суточный лимит времени пребывания за рулем – не более 150 км, не более 4-5 часов, не более 2,5 часов за рулем для каждого пилота.
Тестовый пробег в 2011 году – 1 200 км
В июле 2011 годе успешно прошел пробег длиною в 1 200 км, который стал прообразом Электрической Одиссеи. Для преодоления это расстояния между Парижем и Страсбургом потребовалось 30 подзарядок аккумулятора. Местные власти в девяти точках остановки обеспечили электричество для подзарядки автомобиля и ознакомительные мероприятия для заинтересованных людей.
1.5 Электрическая Одиссея: «Plugger» – кто это?
Термин «Plugger» происходит от словосочетания «to plug» («заряжать») и дословно означает «заряжальщик». Это активные обычные люди, которые уже сегодня понимают всю ответственность человечества перед окружающей средой, и готовы нести эту ответственность. Они помогали заряжать электромобиль в первой поездке 2011 года, всего было сделано 30 запросов на подзарядку – и ни в одном случае не получено отказа.
«Заряжальщики» также стали одной из основ Электрической Одиссеи 2012 года, без них этот уникальный проект вообще мог не состоятся. Предварительно был запущен проект «Become a Plugger» («Стань заряжальщиком»), где каждый желающий мог зарегистрироваться и предложить зарядку электромобиля Citroёn C-Zero у себя дома или на работе, в офисе. В последствие команда Электрической Одиссеи создала «Карту точек подзарядки» для подобных будущих поездок электромобилей.
1.6 Электрическая Одиссея: США
Электрическая Одиссея стартовала 11 февраля в Страсбурге, а уже 20 февраля команда прибыла в Роттердам, где электромобиль Citroёn C-Zero погрузили на судно, и отправили к берегам США. Спустя две с половиной недели, 7 марта, экипаж достиг берегов штата Нью-Йорк. По территории США электромобиль проехал около 6 000 км, для чего потребовалось произвести 80 подзарядок аккумулятора.
Вот путевые заметки Ксавье Дегона и Антонина Ги:
«Несмотря на то, что жители Америки водят в основном пикапы, они довольно живо и позитивно реагируют на маленький электромобиль. Проблем с подзарядкой у нас не было, единственная сложность состояла в том, что стандартные розетки в Америке имеют напряжение 110В вместо европейских 220В. Поэтому время подзарядки увеличилось с 6 до 14 часов, что заставило нас пересмотреть график зарядки батареи. Все жители США нам охотно помогали и очень удивлялись тому, что мы отважились пересечь Америку на автомобиле, которому требуется подзарядка каждые 120-150 км. А когда мы объясняли, что собираемся таким образом пересечь не только Соединенные Штаты, но и весь мир, американцы доставали смартфоны и начинали нас фотографировать.
В штате Пенсильвания нам потребовалась подзарядка, и мы позвонили в дверь первого попавшегося дома. В нем жила старушка, которая чем-то была сильно напугана. Дверь не открыла, но через пять минут подъехала полиция и направилась прямо к нам. К счастью, все обошлось простой проверкой документов и нас отпустили. Затем, двигаясь в северо-восточном направлении, мы увидели американскую ферму. Остановились, постучались. Нам открыла девушка, одетая по последней моде ХVII века. Сказать, что мы были удивлены – ничего не сказать. Позже она объяснила, что в ее семье не пользуются электричеством. Оказывается, в этом регионе США живет самая большая популяция людей, которых называют Амиши. Еще один курьезный случай произошел с нами в штате Небраска, где нас остановил местный шериф. Он был настолько удивлен, увидев электромобиль, что арестовал нас как говориться, «до выяснения обстоятельств». Полицейский участок мы покинули только утром.
Самым сложным пунктом в США, наверное, была пустыня Большого Соленого Озера. Протяженность пути через пустыню составляла 150 км, поэтому мы заранее поискали точки подзарядки. На пути нашего следования была расположена военно-воздушная база и какая-то неизвестная промышленная зона. Нам удалось связаться с последней, и договориться о подзарядке нашего электромобиля. По прибытию на место оказалось, что промышленная зона – это полигон по захоронению ядерных отходов! Нас радостно встретили и даже приготовили подарки: фонарики и каски».
1.7 Электрическая Одиссея: Япония
В Японию Электрическая Одиссея прибыла в середине апреля. В Стране восходящего солнца команда должна была провести чуть больше месяца и преодолеть около 1 500 км.
Япония подарила немало впечатления отважным путешественникам:
«Мы специально приехали раньше, чтобы немного привыкнуть к новой обстановке. Когда нам сказали, что Япония совсем не похожа на западные страны, нам не солгали. Очень трудно сориентироваться в стране, где кругом одни иероглифы, отсутствуют названия улиц, а нумерация зданий лишена, на первый взгляд, какой-либо логики. Как позже выяснилось, в Японии номера домов не имеют никакой связи с их местоположением, нумерация производится в порядке исторической застройки. Взяв карту (европейские GPS в Японии не работают), мы отправились в путь. Несмотря на некоторые трудности, связанные с непривычной для нас организацией жизни, главное, что мы отметили для себя в Японии – это развитая инфраструктура «электрических заправок». Если в Европе нам требовалось минимум 6 часов на подзарядку, а в Америке больше 14 часов, то в Японии эта процедура занимала всего 30 минут».
1.8 Электрическая Одиссея: Китай
Китай для Citroёn значит очень многое, равно как и Citroёn для Китая. Стоит лишь отметить, что Электрическая Одиссея имела под собой историческое основание в виде «Желтого Круиза» в 30-х годах ХХ века. Тогда автомобили Citroёn пересекли всю Европу и Азию, достигнув Китая. «Желтый Круиз» вернулся в Париж 12 февраля 1932 года, в то время, как Электрическая Одиссея стартовала 11 февраля 2012 года – ровно через 80 лет.
Несколько заметок от команды Электрической Одиссеи:
«При пересечении Китая нам пришлось миновать провинцию Юньнань, многие районы которой почти непроходимы, а также перебраться через горы, высота которых порой достигала 3 000 м. 18 июля представители китайского офиса Citroёn встретили нас в городе Ченду, провинция Сычуань. Причем на встрече присутствовали высшие чины автомобильной промышленности Китая, и около полусотни(!) журналистов».
Дополнительные материалы можно найти на ресурсах:
Официальный сайт проекта: http://www.electric-odyssey.com/lodyssee/le-parcours?lang=en
Страничка в Facebook: http://www.facebook.com/electric.odyssey
Фото на Flikr: http://www.flickr.com/photos/65912627@N06/
Канал YouTube: http://www.youtube.com/user/ElectricOdyssey2012